Принципы правильного выполнения домашних заданий
23 октября 2020г.Зачастую выполнение домашних заданий становится утомительным не только для школьников, но и для их родителей. Тем не менее существует несколько правил, позволяющих делать уроки в короткий срок, не превращая это занятие в долгий и мучительный процесс.
Факторы, мешающие выполнять задания быстро и правильно
Известно несколько причин, негативно влияющих на качество домашней работы и скорость ее выполнения:
- неспособность сосредоточиться, рассеянность;
- усталость;
- сложность программы;
- неправильное распределение времени;
- отсутствие мотивации.
Если программа для ученика слишком сложная, то родителям нужно найти хороших репетиторов и поговорить с преподавателями. В такой ситуации не исключен перевод ребенка в более простое учебное заведение.
Если своевременно проанализировать каждый фактор, мешающий делать уроки, то риск запустить какой-либо предмет и оказаться в рядах отстающих, станет минимальным.
Подходящее время для домашних занятий
На основании проведенных исследований, психологами было установлено: для того чтобы запомнить пройденный на уроке материал, важно повторить его не позднее, чем через 8 часов после изучения.
Важно! К выполнению домашних заданий рекомендуется приступать сразу же после занятий, пока полученные в школе знания еще не забыты.
К вечеру школьник уже не помнит большую часть теории, поэтому уроки в это время начинает с поиска нужного параграфа. Восстановление в памяти пройденных правил сопровождается напряжением, существенно снижающим мотивацию.

Условия, помогающие сосредоточиться
Перед тем, как приступить к домашним заданиям, рекомендуется создать для этого благоприятные условия:
- Сделать рабочее место максимально комфортным. Неудобная посадка, завышенное или заниженное расположение столешницы и посторонние шумы значительно снижают концентрацию и вызывают преждевременную усталость. Все это необходимо устранить до начала занятий.
- Навести порядок на поверхности стола и в ящиках, чтобы во время учебного процесса не отвлекаться на поиски необходимых предметов.
- Убрать подальше мобильный телефон, установив режим «не беспокоить». При использовании компьютера важно отключиться от социальных сетей.
- Переодеться в удобную одежду, не вызывающую ощущений дискомфорта, мешающих сконцентрироваться на главном.

Составление плана
Помимо дневника, домашние задания стоит записывать списком в еженедельнике или специально предназначенной для этого тетради. Это упростит нахождение нужных пометок.
Важно! Возле каждого задания рекомендуется набросать как можно больше информации: указания учителя, номера нужных страниц учебника и т.п., что позволит максимально эффективно спланировать процесс выполнения.
Перед тем как уйти из школы домой, необходимо убедиться, что все упражнения понятны. Для этого нужно ознакомиться с каждым из них и оценить, хватит ли знаний на выполнение. Стоит еще в классе просмотреть домашние задачи и по необходимости задать учителю вопросы, связанные с их решением.
Планирование времени
Как правило, под конец домашних занятий концентрация внимания и работоспособность значительно снижаются, поскольку начинает проявляться накопившаяся усталость. Поэтому будет целесообразнее вначале приступить к сложным задачам, так как на свежую голову найти верное решение получится намного быстрее.
По возможности стоит начинать делать уроки с самого любимого предмета, ведь занятие тем, что не нравится, непроизвольно вызывает раздражение и негативно сказывается на мотивации. Быстро сделанное упражнение, наоборот, побуждает желание перейти к решению следующей задачи.
В среднем, на выполнение одного домашнего задания должно уходить не более 25 минут. Поэтому весь процесс занятий желательно разделить на раунды длительностью 30 минут, а между ними делать маленькие перерывы (примерно 10 минут). Во время таких пауз можно легко перекусить чем-либо питательным (например, орехами), сделать физические упражнения.
Важно! В перерывах между занятиями недопустимо читать новости, заходить в соц. сети, слушать музыку и смотреть фильмы, так как из-за потока новой информации мозг не сможет полноценно расслабиться.
Основные правила выполнения домашних заданий
Существует несколько принципов, помогающих сделать уроки быстро и правильно. Так, в процессе решения задач по русскому языку рекомендованы следующие действия:
- повторить забытые правила, сделать работу над ошибками;
- усвоить заданное правило, придумать к нему примеры;
- внимательно ознакомиться с упражнением, прочитать его текст, устно ответить на вопросы к нему;
- выполнить это же упражнение в письменном виде;
- проверить готовую работу на возможные ошибки.
Быстрее запомнить стихотворение помогут несколько рекомендаций:
- разбить стихотворение на смысловые отрывки или четверостишия;
- выучить первую часть;
- выучить вторую;
- повторить обе части вместе;
- выучить третью и так далее.
Важно! После каждого выученного нового отрывка необходимо повторять предыдущие.
Стихотворение нужно рассказать наизусть перед сном, а утром, вначале прочитать по учебнику, а затем повторить по памяти.
К решению математических задач стоит подходить следующим образом:
- внимательно причитать его условие, стараясь вникнуть в его смысл;
- постараться сделать схематический чертеж задачи, пояснив, значение каждого числа;
- попробовать сразу же ответить на поставленный вопрос, если это не получается, подумать, в чем причина;
- набросать план решения на черновике: что требуется узнать в первую очередь, что потом;
- сделать расчеты, проверить их правильность каким-либо способом;
- перенести решение в чистовик.
Рекомендации для родителей
В младших классах во время выполнения домашних заданий практически все школьники нуждаются в присутствии родителей. Для этого взрослым важно придерживаться нескольких советов:
- сформировать традицию делать уроки спокойно, исключив крики и переживания в случае возникающих проблем;
- следить, чтобы рабочее место ребенка всегда соответствовало всем требованиям;
- перед началом занятий просить сформулировать, что он должен сделать, это снимет у него тревожность и благоприятно скажется на развитии речи;
- учить писать без помарок и соблюдать поля;
- ни в коем случае не заставлять неоднократно переписывать домашнее задание с целью добиться максимальной чистоты;
- приучить к самостоятельному выполнению заданий и обращению к посторонней помощи только по необходимости.
В качестве поощрения за хорошие оценки подойдут сладости, билеты в кино или развлекательный центр, подарки, различные поездки, увеличение времени провождения с гаджетами.

Важно! Чтобы привить интерес к учебе, нужно превратить нудное выполнение уроков в веселую игру, в которой школьник будет с удовольствием участвовать.
В течение всего учебного года родителям необходимо поддерживать связь с преподавателями. Только в этом случае они будут знать об успеваемости своего ребенка и смогут своевременно преодолевать возникающие трудности.